
НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТСТВА
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка.
Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
-обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
-защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16); -обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
-признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
-защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
-защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
-меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».
Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства. В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».
-право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
-право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства
принять меры по защите ребенка (ст. 56);
-меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого
обращения с ними в семье (ст. 69);
-немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни
и здоровью (ст. 77).
Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).
-за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
-за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
Закон «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.
Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Основные цели деятельности общественного инспектора по охране прав детства:
-обеспечение прав и законных интересов детей;
-предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
-социальная защита детей, находящихся в социально опасном положении
Основные направления деятельности:
-выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
-осуществление контроля выполнения своих обязанностей опекунами и попечителями;
-осуществление мер по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
-организация и проведение профилактической работы с несовершеннолетними;
-взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам защиты и охраны прав детей.
Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребёнка (смотреть)
